«Пока вы шутите, мы работаем». Семинар журналистов. Конспект
На 23-м международном сочинском фестивале 18 января 2012 года
Тема: КВН.
Место проведения: просмотровый зал «Жемчужины»;
Участники: редакторы сайтов о КВН, журналисты, фотографы и прочие заинтересованные люди (в т.ч. редактор МС КВН)
Регламент: доклады по 10-15 минут;
Цель: поделиться опытом;
Коротко о каждом докладчике.

Сергей Мудрик, внештатный журналист сайта www.amik.ru, в прошлом ведущий блога «Такой вот КВН».
Тема доклада «Оценка уровня выступления команд в репортажах».
Тема довольно щекотливая, ведь перед журналистом ставится очень сложная задача: сохранить хорошие отношения с кавээнщиками и объективно оценить материал команды. Сергей выделил несколько критериев оценки:
1) заходимость (зашло/не зашло на зал, ушло в тишину, в разрыв и т.д.).
2) подача шуток (ошибки в подаче материала: недожали, переиграли, слили шутку).
3) отклик зала («остроумно, но на улыбке»).
4) реакция жюри.
Перед игрой журналисту следует ознакомиться со стилем и историей команды. Например, если кавээнщики добавили новые приемы в выступление, то в репортаже это должно прозвучать - это придаст статье объективности. При создании материала старайтесь найти слова наиболее точные и ёмкие, которые бы отражали качество игры. Если вы дружите с командой, то старайтесь абстрагироваться и будьте объективны, несмотря ни на что.

Юлия Пумпе, администратор лиги «Рига».
Тема доклада «Выстраивание отношений лиг КВН со СМИ».
Об актуальной проблеме: выстраивании отношений лиги КВН со средствами массовой информации. В первую очередь Юлия посоветовала составить базу СМИ (региональные и городские газеты, местное телевидение и радио). Эффективным инструментом рекламы являются пресс-релизы.
Первый пресс-релиз можно разослать в СМИ за две недели до игры. Информация в таком пресс-релизе будет обобщенной: место и время проведения, состав участников.
Второй пресс-релиз, уже более развернутый, нужно выслать за три дня до игры. В нём можно подробно рассказать о командах и пригласить журналистов на игру. После игры Юлия призывает не расслабляться и устраивать различные конференции и пресс-клубы.

Артём Толоконников, журналист и фотограф лиги «Поволжье».
Тема доклада «Особенности работы репортёра в лиге «Поволжье». Фото в КВН».
По словам Артема, репортажный фотограф должен снимать эмоции: как команда готовится, как пишется, как репетирует. Чем больше эмоций, тем лучше. Нельзя поддаваться искушению и смотреть игру вместе со зрителями: даже самые разрывные миниатюры надо уметь отслеживать через объектив и никогда не отпускать фотоаппарат от себя. На примере лиги «Поволжье» Артем объяснил, что необходимо проводить фотосессии с командами (как минимум две: одну в начале сезона – со всеми участниками и одну в конце, на финале – с финалистами сезона) и снимать узкоспециализированные вещи (видео, клипы или необычные тематические альбомы). Ну и немного о технике: совершенно необязательно снимать на профессиональный фотоаппарат – можно обойтись и обычной зеркалкой.

Андрей Козлов (он же Джон-Мщу-за-Всеххх), автор сайта клуба любителей КВН «Скворечник».
Тема доклада «Авторское «я» в репортажах».
Великий и ужасный Джон считает, что читатели должны узнать автора еще до того, как увидят подпись под статьёй. Чтобы выделить свое «я», можно придумывать различные пометочки, ставить маркеры, использовать особенную лексику или начинать каждый раз с эпиграфа, употреблять свои словечки, по которым журналиста могут узнать. Чем ваша точка зрения субъективнее, тем интереснее.
По мнению Джона, в репортаже обязательно нужно передать:
- реакцию зала;
- ваше личное мнение (которое может расходиться мнением зала);
- то, что идет вразрез со сценарием (ошибочки либо разные забавные ситуации);
- оценки.
Ну и важный совет для всех пишущих – читайте. Всегда. Особенно, перед тем, как сесть за очередную статью.

Михаил Дьяченко, редактор официального сайта МС КВН.
Тема доклада «Как не стать сволочью, если тебя ругают и не зазнаться, если тебя хвалят. Советы журналистам КВН».
В докладе были даны и раскрыты основные советы журналистам, пишущим о КВН:
1. Оцените, как приняла ваш материал КВН-общественность.
2. Проанализируйте комментарии на количество и конструктивность.
3. Выработайте собственную оценку материала.
4. Бонусный совет. Если вы достигли определённых успехов и не можете понять, за что вас хвалят, за качество материала или за ваши заслуги (имя), или наоборот, вас всё время гнобят, то придумайте себе псевдоним. И читатель не свяжет публикацию с вашей личностью.
5. Помогайте другим и просите помощи у более опытных.
6. Общайтесь с коллегами и обсуждайте то, что вы пишете.
7. Читайте материалы о КВН на разных сайтах и развивайтесь в самых разных направлениях: смотрите кино, читайте книги, слушайте музыку. Интересуйтесь чем-то ещё.
8. Если вы редактор, выработайте систему работы с авторами.
9. Если вы недавно стали заниматься журналистикой КВН, не спешите. Нужно освоиться и набить руку, а часто и шишек.
«Быть грамотным, понятным, объективным и честным сразу для всех невозможно. Можно постараться быть таким для себя самого».

лексей Екс, редактор Северной лиги МС КВН.
Тема доклада «Из опыта работы журналиста».
Алексей выделил семь ключевых положений своего доклада. Мысль №1: у каждого материала в журналистике есть рабочая идея (подсказка для принятия конкретного решения) и опорная идея (идеология, на основе которой журналист выносит свои суждения). Мысль №2: всегда четко обозначайте свою позицию, но и не выводите конфликт за рамки игры, во внекавээновскую плоскость, иначе вы просто выходите за рамки правового поля. Мысль №3, она же основная: знайте материал, проверяйте факты и будьте компетентны. Мысль №4, творческая: ловите вдохновение, чтобы получать удовольствие от того, что вы делаете. Мысль №5, авторская: “Не хвалите за билет”. Иными словами – не путайте профессию журналиста и пиарщика. Журналист пишет о проблемах, а пиарщик старается их скрыть. Мысль №6: имейте личную мотивацию для создания текста. Без личной мотивации у вас будут получаться лишь сухие, однообразные отчеты, которые могут порадовать разве что директора вашей лиги. Мысль № 7 (заключительная): подписывайтесь своим именем. Всегда. Видео семинара журналистов фестиваля «КиВиН-2012»