Звезды КВН

«Надолго – это ведь не навсегда». Андрей Чивурин

Самый весёлый и обаятельный «хулиган» КВНа 90-х

1 1

Старые фото, где я молодой,
Где-то в шкафу мой костюм пылится,
И понимаю я всей душой,
Это опять должно случиться…(с)

На 23 Международном фестивале команд КВН редакторы Высшей лиги заявили о том, что передают своё знамя новому поколению. Андрей Петрович и Леонид Вячеславович. В народе они известны, как «О, это же Чивурин из ХАИ!» и «Да это же Купридо из БГУ!». Для кавээнщиков – это «санитары юмора», для посетителей «Уголка редакторов» они – те самые дежурные редакторы Че и Ку. Мы не можем оставить их без должного внимания, так как относимся к числу тех, кто еще помнит команды ХАИ и БГУ (старшие) и их капитанов, позже ставшие штурманами, направляющими другие команды по верному курсу, и помощниками главнокомандующего. Сегодня свет увидит первая часть интервью, в котором на вопросы отвечает Андрей Петрович Чивурин.

mode2600x400_20141126140657d8b683ed4d.jp

Андрей Петрович Чивурин - авиатор, старший лейтенант ВВС, кавээнщик, редактор, сценарист, глава семьи, друг весёлых и находчивых. По Зодиаку – Телец. Родился в победный день 9 мая в Германии 1964 года в Дрездене. Основатель и капитан команды КВН ХАИ, чемпион Клуба, обладатель Кубка чемпионов КВН, редактор Высшей лиги КВН и ВУЛ. Из-под его сценаристского пера вышли такие телепередачи, как КВН, «КВН – 40 лет шутя», «Планета КВН», «Вне игры», телесериалы «Солдаты», «Кремлёвские курсанты», «Стройбатя», художественные фильмы «Туман» и «Туман-2». Считает КВН своим учителем. Самый весёлый и обаятельный «хулиган» КВНа 90-х.

Вам слово, Андрей Петрович. Жгите!

Прошлое. «Старые фото, где я молодой…»

- Как вы пришли в редактуру? Почему решили стать редактором?
А. Чивурин: 
Позвали – я и пришел. В момент, когда позвали, у меня и мысли не было о редакторстве, я играл и еще собирался играть! Просто сидели после финала 94 года с Мишей Марфиным, я его спросил: «А ты чего один до сих пор редактором?», а он говорит: «Так не хочет никто!». Я говорю: «Да ладно! И кто этот никто?». А он: «Ты! И Масляков так думает». Дальше ушел думать я. Подумал и согласился год постажироваться, параллельно играя сезон. Сезон закончился, а стажировка затянулась лет на 17…

- Что было самым запоминающимся во время работы в Высшей лиге?
А. Чивурин: Да всё! Особенно то, что происходило впервые: первое общение с командами, первый сценарий, первый монтаж… Вот, первый монтаж был улётным! Я монтировал Летний Кубок 95 года. Когда мы летели из Баку, Марфин «на коленках» объяснил мне принципы монтажа, а сам уплыл в круиз со своим «Счастливым случаем». И я остался один на один с линейным монтажом. Это когда нельзя в любой момент вернуться и что-то вырезать, а нужно резать, двигаясь только вперед и в итоге выйти на нужный хронометраж. Так вот я при огромном переборе с перепугу попал в хронометраж секунда в секунду.

- Что было сложнее всего в редактуре? Ведь вы тоже, как кавээнщики, понимали своих подопечных, помня себя на их месте.
А. Чивурин: «Сложнее всего» – каждый раз по-разному. На одной игре – убедить, на другой – не ошибиться. Но самое главное, наверное, это чтобы команда поверила, что, редактируя её, ты как бы играешь на её стороне, становишься в её строй с целью победить соперника, поэтому все твои советы направлены на победу. И так с каждой командой.

mode2600x400_20141126140300059d2fdc0e.jp

- Были команды, с которыми жаль было расставаться (например, команда становилась чемпионом или просто уходила)?
А. Чивурин: Наверное, жаль расставаться с любой командой… Но это будет не совсем откровенный ответ. Поэтому отвечу так: были команды, которые своим уровнем юмора настолько покоряли твоё редакторское сознание, что очень хотелось бы, чтобы они играли как можно дольше. Но некоторые, увы, быстро завоёвывали всё, что можно было завоевать, и уходили в самостоятельное плавание. Эдакая «недосказанность» в КВНе. Например, «Дети лейтенанта Шмидта» (светлая память Грише Малыгину – прим. авторов). Всегда скучаю за командами, у которых высококлассный литературный юмор. И за командами, проповедующими неповторимый авангардный юмор, нестареющий с годами. Тут речь, прежде всего, об «Уральских пельменях», которые вроде и играли долго, но… Без них образовалась какая-то ниша, в которой гуляет ветер КВН… Главное, что дружба с ребятами из этих команд продолжается до сих пор.

Отдельной строкой – братья из БГУ. Мы же познакомились еще «до телевизора» и даже сталкивание нас в одной игре не повлияло на крепость наших отношений: после каждого конкурса обнимались за кулисами, подкалывали друг друга, не думая о результате.

Настоящее. «Этот призыв уже не отменить…»

- Как оцениваете современный КВН по сравнению с КВН прошедших двух десятилетий. Многие говорят, что КВН превратился в шоу, ушла импровизация и упрекают в излишней политизации игры? Как защитить КВН от этого, если оно-таки есть или от незаслуженных нападок, если все это неправда?
А. Чивурин: 
Больной вопрос из разряда вечных и риторических. Могу сказать одно – я не знаю, как бы я относился к изменениям в КВНе с годами, если бы я, допустим, поиграл в КВН и ушёл, не будучи редактором. Тогда, возможно, я бы тоже брюзжал и вякал «Не тот нынче КВН…». Но на сегодняшний день я не сторонник ни брюзжания, ни восхваления. Мне нравится КВН ВСЯКИЙ: и «до», и «после». КВН, естественно, меняется, но он не становится лучше или хуже, он просто ДРУГОЙ. Далее. У каждой эпохи КВН – свои болельщики. И у каждой команды КВН – тоже свои болельщики. И они часто говорят о том, что вот, с уходом моей команды я перестал смотреть КВН. Я считаю, что человек, который так говорит, себя тупо обделяет. КВН надо смотреть дальше! Надо меняться вместе с КВНом и воспринимать все его изменения, потому что наивно полагать, что ты сам достиг совершенства во вкусе и тебе надо делать «стоп». На мой взгляд, есть сегодня команды, которые делают то, что для нас в наше время так и осталось недосягаемым. Актёрское мастерство отдельных кавээнщиков сегодня настолько велико, что я, как бывший актёр КВН, чувствую себя просто пацаном по сравнению с ними.

«КВН – не тот»? Да! КВН не столь литературен, как раньше. Да, КВН чаще уходит в сторону шоу, потому что в сторону шоу продолжает двигаться всё телевидение, и КВН не может плестись в хвосте таких изменений. Он всегда будет отслеживать нашу с вами жизнь, в том числе и жизнь, отраженную в телевизоре. Все изменения в КВН и его критика – это абсолютная жизнь для того КВНа, который существовал вчера, существует сегодня, и будет существовать завтра. И я рад, что я избавил свой организм от ненужных процессов бурчания, бухтения, недовольства и так далее.

mode2600x400_201411261402453cdd5ab027.jp

Импровизация. Она не то что бы ушла, но её стало значительно меньше – это правда. И это тоже некое веяние времени, о котором уже сказано много. Мы, будучи редакторами, старались в том или ином виде элемент импровизации в игре оставлять насколько это возможно. Был принцип такой, который мы пропагандировали очень долго: не должно быть ни одной игры без разминки! Но понятие импровизации в кавээновской истории гораздо шире, чем собственно разминка. Если вспомнить самые первые игры, то там были конкурсы на смекалку, надо было бумажную воронку по нитке дуть, в мешках бегать и т.д. Кстати, забеги в мешках и перетягивание каната, как элемент старого КВН, мы как-то использовали (улыбочка). Позволяем себе иногда такое милое хулиганство. Но, повторим, изменение пропорций импровизации – это веяние времени. Увы… Хочется, чтобы это веяние не выдуло импровизацию окончательно.

Излишняя политизация? Да бог с вами! Излишняя политизация была в годы перестройки и лихие 90-е. Общество тогда было политизировано по самое «не хочу» и КВН тоже. На этом фоне из недалекого прошлого нынешняя политизация КВНа смотрится более чем скромно. Можно бесконечно рассуждать: не дают шутить, или не хотят шутить на эту тему? Но могу сказать одно: если на российском телевидении сейчас и можно услышать жёсткую политическую шутку, то, скорее всего, вы смотрите КВН.

А про незаслуженные нападки на игру скажу так: жутко рад, что когда мы играли в КВН, не было Интернета. К нам либо после концерта, либо просто на улице могли подойти люди и сказать своё преимущественно позитивное мнение. Плюс мешки писем (это такие листики, исписанные шариковыми ручками и помещенные в конверт). Была и критика, но она была доброй, что ли… А люди, у которых было негативное мнение, почему-то, не подходили. Видать, что-то их смущало. Но как только появился интернет, вся эта гвардия хлынула туда обливать всё и всех дерьмом. Вот этого я не понимаю! Не понимаю, и не люблю, когда человек, который прекрасно знает, что его не видно, и публике он неведом, позволяет себе некорректные, хамские, тем более – нецензурные высказывания в адрес КВНа в целом, отдельной команды, либо конкретного кавээнщика, который у всех на виду в отличие от «критиков под никами». Считаю, что такие люди уверенно деградируют по жизни внутрь своего «я». Поражает лёгкость таких негативных суждений. Даже мы не вешаем ярлыки, несмотря на то, что уже десятки лет в этой игре. Это неблагодарное занятие. Основной тезис таких невидимок: «КВН умирает». Ходила такая шутка: «Вчера умер человек, 50 лет назад заявивший, что КВН умирает». Добавить к этому нечего…

mode2600x400_20141126140227a07b91f542.jp

Теперь про «если всё это неправда». Это, друзья, такая субстанция, в которой до конца не разберётся никто и никогда. Если кто-то видит в КВН источник зла, деградации и постепенного умирания, то он это и будет видеть, даже если КВН каждый день «ремонтировать» и украшать юмористическими стразами. Людей, запрограммированных на негатив, уже ничто не сдвинет с пути такой оценки игры. Могу только дружески посоветовать им предпринять последнюю попытку научиться видеть в КВНе хорошее – именно то, что заложено в этой игре изначально. Для меня КВН – это источник добра, дружбы и истинных тёплых отношений между людьми. Остальное – пыль. За одно только это можно этому движению присвоить статус «Фабрики человеческих душ». И эта фабрика, поверьте, способна защитить себя сама.

- Как относитесь к новым редакторам Вышки? Узнаете в них себя, когда только начинали редактировать и тоже были стажером?
А. Чивурин: Ну, как мы можем относиться к братьям нашим, которые не без наших рекомендаций возникли на редакторском горизонте? Мы очень довольны их работой и, конечно же, видим в них себя начинающими. У них всё будет замечательно, они уже неплохие редакторы, а станут вообще отличными. Мы не были стажёрами в том виде, в котором пришлось быть нашим последователям. Я, например, просто ходил и смотрел в рот Марфину, копируя какие-то его действия (у нас, у технарей, чаще так происходит). Конечно, он мне что-то объяснял, чему-то учил, но эта «стажировка» прошла очень быстро, в боевых условиях и по принципу шоковой терапии. Никаких учебников и умных теорий не было, это всё прилетело уже во времена нашего «редакторского беспредела». В эти времена мы попытались собрать какой-то опыт воедино, сделать из этого всего какую-то науку… А в начале КВН шёл наощупь и все, кто работал в творческом цехе, просто нащупывали какие-то принципы работы, большинство из которых действуют и по сей день. И это не предел. Наверняка есть какие-то принципы, которые откроют новые редакторы и те, кто придут после них.

- Есть понимание, что в один прекрасный день во время игры вам не придется сидеть на «том самом» месте? Какие чувства испытываете сейчас?
А. Чивурин: Есть, конечно. Я думаю, что это не будет чувство глубокого удовлетворения, от того, что я там больше не сижу... Наверное, это будет некое окончательное осознание того, что вместе с изменением игры не могут не меняться люди, которые эту игру делают. (Александр Васильевич – исключение!). Да и потом, нити редакторской работы ведут не только к компьютеру, нити эти ведут к людям, которые играют в эту игру, которые делают эту игру, которые любят эту игру. А эти нити не оборвать никогда, потому что это – канаты!

mode2600x400_2014112614020059a3c7ada5.jp

- На экране вы все время вместе с Леонидом, а вне работы удается встретиться, пообщаться?
А. Чивурин: 
Ну, во-первых, мы живём с ним вместе, когда приезжаем в Москву. Поэтому нам общения друг с другом, конечно же, хватает. Когда мы играли в КВН, мы, наверное, общались даже меньше, чем в редакторской жизни. Утром вместе едем на работу, вечером – возвращаемся, и свободное время вместе проводим. И вне КВН мы проводим достаточно большое количество времени, потому что и вне КВН у нас тоже есть чем заниматься вместе. Мы – друзья по жизни! Я даже могу назвать год, в который мы познакомились. Это был далёкий 1991 год. Это было еще до того, как мы оба попали в телевизионный КВН. Мы познакомились в посёлке Высокополье, на блицтурнире КВН «Памяти Остапа Бендера». Было такое явление под Херсоном… Вот с тех пор мы держим друг друга в поле зрения. Считаю, что мы – закадычные друзья, единомышленники, у нас одна школа жизни, мы из одного поколения, поэтому нам комфортно работать и общаться вместе.

- Вопрос к сценаристу: что вам кажется тяжелее или интереснее писать: сценарии для команд КВН или сценарии сериалов?
А. Чивурин: Это разные вещи абсолютно. Интересно и то, и другое. Сценарий кино или сериала – это драматургическое произведение, законы которому написаны очень давно. КВН – это драматургия условная, тут больше плотность шуток, здесь нельзя упускать нить смеха. Если в течение 15-30 секунд народ не засмеялся, то нить рвётся и дальше – проблемы. Мы всегда говорим командам: «Никогда не гоняйтесь за временем, всегда гоняйтесь за плотностью юмора!». Но есть и нечто общее: то, что ты создаёшь в своём воображении, ты затем видишь в реальном воплощении – либо на кавээновской сцене, либо на съёмочной площадке. А это, поверьте, интересные ощущения...

mode2600x400_20141126140146507dbb8ce8.jp

- Что нужно, чтобы стать хорошим редактором? Говорят, что добрый редактор – плохой редактор. Это правда?
А. Чивурин: Редактор должен быть, прежде всего, профессионалом. «Добрый-злой»? Ну, мы же не полицейские в Лос-Анджелесе. (Смайл). Мы – разные. И у нас степень жесткости к командам разная. Возможно, именно поэтому мы друг друга и дополняем. Кто из нас более лояльный? Я не берусь судить. В разных вопросах по-разному. Вот Лёня считает, что меня легче уговорить, чем его. Даже не буду с ним спорить, наверное, это так. Но, дело не в том, какие мы редакторы в отдельности (добрые или злые), а в том, какой мы составляем тандем. Я смотрю на нынешнее поколение редактуры – они тоже разные, они тоже со временем притрутся друг к другу и начнут полностью друг друга дополнять. Редактор – это тоже в какой-то степени роль, поэтому иногда и лояльный редактор может жёсткого сыграть, и жёсткий проявить лояльность. У нас нет чёткой блок-схемы, по которой мы сейчас вот начнём работать с той или иной командой. Всё зависит от того, что эта команда показала, сколько времени осталось до игры и так далее. Задолго до игры мы одни, ближе к игре мы становимся другими. Мы меняемся ближе к игре, так как возникает эффект надвигающегося времени «Че», и градус общения с командами меняется.

- Часто ли случается, что по результатам редактуры и в итоге игры фаворитами оказываются две разные команды? Почему же так происходит?
А. Чивурин: Дело в том, что мы, как говорится, «работаем с материалом заказчика». И поэтому от редактора зависит ровно столько, чтобы материалу заказчика придать вид окончательного продукта. Ситуации при этом бывают всякие. Бывает ситуация, когда после первого просмотра мы понимаем, что эта команда с этим материалом победить не может. Но в процессе подготовки к игре ситуация переворачивается: соперник, который обязан был выиграть, расслабляется, увидев разбалансировку своих соперников, а тот, кто изначально выглядел слабее, наоборот, врубает какие-то неведомые ресурсы, и, сделав гигантский рывок, буквально вырывает победу. В любом случае подготовка к игре – это гонка. Нам, кстати, легче всего аргументировать только тогда, когда команды впервые видят друг друга. Тогда наши теоретические экзерсисы по поводу того, что «мы же видели ваших соперников, поэтому вам надо землю рыть, а вы с нами воюете за какой-то неочевидный материал», а они нам говорят «может, доживём до просмотра, а там видно будет». И вот это «видно будет», как правило, в день первого общего просмотра превращается в «ой» и вот тут начинается настоящее соревнование.

Наш принцип: в КВН играют до последней минуты, даже до последней секунды. Команды будут соревноваться друг с другом вплоть до финального «свистка» на игре. Здесь бывает всё. Очень хорошо подготовленная команда может проиграть, если во время игры где-то недожала. Команда, которая приехала с плохой подготовкой, может выиграть в случае подключения каких-то внутренних ресурсов, дополнительных резервов. И так далее. Это самый кайф в игре – когда её результат оказывается непредсказуемым. И мы этот кайф испытываем периодически. Но иногда в этот кайф врываются элементы обиды, что ты где-то кого-то «недоубедил»... Нельзя сказать, недоработал. Мы – ребята старой закалки, всегда дорабатываем до упора. Но «доубедить» иногда действительно бывает сложно. И когда команда на собственной ошибке понимает, что мы были правы, у нас возникает чувство из серии «Ну, что же вы, ребята, это же было так очевидно…». Но, с другой стороны, они совершили эту ошибку, усвоили этот урок, и в следующий раз нам с ними работать, наверное, будет легче. С более опытными командами работать проще, чем с новичками. Хотя, если команда-новичок схватывает всё на лету – с ней тоже проблем будет минимум.

Что касается жюри, то это фактор объективно-субъективный. Мы тоже иногда бываем не согласны с оценками жюри той или иной команде. И даже бываем не согласны с итогами всей игры. Но потом, спустя время, к нам приходит ощущение, что таки да, они были правы. Или не приходит! То есть, и здесь бывает всё! И нет никаких алгоритмов, нет выверенных рецептов ни у жюри, ни у команд, ни у редакторов по поводу оценки увиденного в игре, потому что всё это опутано одним интересным словом, которое называется «игра». А игра – это нечто порой не поддающееся логике… Это полёт! Это эмоции! Порой можно споткнуться там, где не ожидаешь, и взлететь там, где даже не думаешь об этом. Весь кайф в этой весёлой, непонятной, не до конца изученной кавээновской каше. КВН – это не действо точных прогнозов.

Будущее. «Но у игры есть один закон – можно всегда вернуться»

- Ждать ли в скором будущем новых интересных сценариев от вас?
А. Чивурин: 
Да, вот этого точно ждать. Это будет!

mode2600x400_201411261400462ef5f5a2f1.jp

- Планируете по-прежнему помогать молодым командам вставать на ноги? А в Сочи поедете?
А. Чивурин: Мы, наверное, уже не можем планировать такую помощь, потому что с отходом от редактуры эта миссия заканчивается. Другое дело, что команды, с которыми мы работали, продолжают обращаться за советами. Я никогда не отказываю. Поэтому помогать далее в качестве советчика – не вопрос! А вот работать с командами в качестве индивидуального тренера – это вряд ли.

По поводу Сочи – такой интересный вопрос… Есть такая лига КВН под названием Высшая украинская, и мной было дано обещание продолжить работу в ней даже после ухода из Высшей лиги. И вот она внезапно возродилась. Если это возрождение продлится, то в Сочи я должен появиться, минимум, как редактор ВУЛ.

 - Будете ли заходить в Дом КВН?
А. Чивурин: Буду! Если пустят… (улыбка).

- Многие команды и отдельные кавээнщики после ухода из большого КВН создают собственные юмористические передачи. У вас был такой опыт («Люди в белом»). А как насчет того, чтобы сделать на двоих одно шоу, где бы вы оба были и за кадром (авторы), и в кадре (актеры).
А. Чивурин: 
Ух, ты! Мы даже и близко не думали в этом направлении. Я не думаю, что у нас будет на это время. Хотя... Раз уж в КВН всё бывает, то, я думаю, эта формула распространяется и на пост-КВН. Кстати, мы в прошлом году великолепно себя чувствовали в качестве ведущих юбилейного концерта команды КВН «Махачкалинские бродяги» в городе Махачкала. Мы стояли вдвоем за трибуной и на двоих шпарили текст, который сами написали. То есть, мы были и авторы, и (ну, это не актёры, но…) ведущие.

Постскриптум

- Что пожелаете командам, зрителям, новым редакторам и всем, с кем вы работаете?
А. Чивурин: 
Продолжать любить КВН, видеть в нём только хорошее, не отвлекаться на тот негатив, который, порой, лезет из интернетовских щелей, а просто получать кайф от этой игры. Потому что эта игра – энергетическая подпитка любого организма. Я уверен, что если бы в моей жизни не было КВНа, я бы на сегодняшний день чувствовал себя значительно старше, чем есть на самом деле. А так я чувствую себя значительно моложе! (Смайл).

mode2600x400_2014112614001985003ca073.jp

- Кому-нибудь хотите сказать спасибо или поблагодарить?
А. Чивурин: Хочется, конечно, никого не обидев, сказать: «Всем спасибо, все свободны!» (Смешок). Но на самом деле спасибо хочется сказать многим.

- Спасибо хочется сказать своей команде, потому что с ней связан огромный, значимо-весомый этап в жизни, я каждого персонально очень сильно люблю, и с теплотой буду вспоминать каждую секунду своего пребывания в команде КВН Харьковского авиационного института.

- Спасибо всем нашим женам, подругам, которые терпели наш КВН и наш пост-КВН, и до сих пор терпят.

- Еще хочу сказать спасибо Мише Марфину за то, что он ввёл меня в редакторскую реку. Я горд, что это один из самых моих близких друзей по сей день. Мы встречаемся, общаемся и конца этому, слава Богу, не видно, и я буду делать все, чтобы это происходило как можно чаще.

- Лёньке спасибо! Потому что он убрал для меня вот эту вот болезненность редакторского тандема после ухода Миши. И за возможность продолжать общаться с ним, как с другом и за то, что мы сделали с ним за эти годы не только в КВН, но и вне него.

- Науму (Баруле) спасибо! За то, что хаотичную местами систему он, придя в своё время на должность директора, собрал, систематизировал, и сейчас это действительно работает, как машина, а машина юмора не может работать без машины административного звена. И в этом отношении он, конечно, мегапрофессионал.

- Отдельное спасибо режиссеру – Светлане Анатольевне! Всем нашим администраторам, операторам, осветителям, звукарям, постановщикам… Я со всеми с ними в дружеских отношениях. Мы хлопаем друг друга по плечам, обмениваемся новостями, иногда за рюмкой чая. Я готов снять шляпу перед профессионализмом тех, кто делает эту передачу.

- Ну, и совершенно отдельное спасибо Александру Васильевичу за ВСЁ. За всю эту гремучую жизненную смесь, которая преследует меня уже много лет, в которой было все: и комфортное, и дискомфортное, и трудное, и легкое, и весёлое, и грустное. Это такая жизнь в жизни. И за эту жизнь спасибо ему – Профессионалу, несгибаемому, стойкому человеку с огромным человеческим обаянием.

- И, конечно же, кавээнщикам! Каждому из тех, кто выходил на кавээновскую сцену, играя против меня, и когда я был редактором – спа-си-бо! Я рад, что, помимо редакторских отношений, у меня со многими существуют и дружеские отношения. Нам всегда есть о чем поговорить (общие хобби, интересы, увлечения). Наверное, для меня жизнь закончится тогда, когда мимо меня пройдет кавээнщик (с которым я играл или работал) и… не узнает меня! В этот момент у меня, наверное, остановится сердце! (Улыбка).

Читайте на нашем сайте интервью Леонида Купридо.



×
Сайт kvn.ru использует cookie-файлы, а также метрики Яндекс и Google для получения статистики, помогающей оценить работу сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и учет вашего посещения в метриках Яндекс и Google.