Второй день первого тура: рекомендуются просмотры в формате 4D
Качество ниже – это, пожалуй, не по-кавээновски
На набережных города Сочи, в котором проходит фестиваль, уже давно никого не удивишь кинотеатрами формата 8D. Смотреть фильмы в 3D – это как-то не по-олимпийски, что ли. Также и с просмотром фестивальных выступлений: качество ниже 4D – это, пожалуй, не по-кавээновски.
В первый день первого тура зрители киноконцертного зала Гранд-отеля «Жемчужина» какое-то время мерзли. А после того, как включили отопление, на АМИКе даже появился призыв спускаться из теплых номеров отеля в зал. Мол, в зале просмотры проходят в формате 4 D – звук, свет, изображение, тепло.
Во второй день второго тура казалось, что живущие в «Жемчужине» кавээнщики уже не нуждались в подобных призывах и уговорах – зал был полон. Но если среди читателей еще остались сторонники видеоверсии, то попробуем их переубедить, раскрыв подробнее всамделишные качественные отличия формата 4 D.
Итак, четыре искомые характеристикиформата 4D просмотрового зала:
Во-первых, это Dрайв – на сцене и в зале. Кавээновский Dрайв трансляция передать не может, а Dвижения и перемещения команд по залу камера вообще зачастую не запечатлевает и не отслеживает. Например, в телеверсии невозможно было увидеть, куда улетел пущенный командой «Покровские ворота», Москва багет. А он, тем не менее, улетел в достаточно забавном направлении, разминувшись со стоящим у входа в зал охранником всего на каких-то полметра. Вот такая опасная (!) работа.
К слову сказать, багет был запущен по случаю шутки из серии:
– Учтите! Все, что вы скажите, может быть использовано против вас!
– Голая баба!
– Что, голая баба?
– Используйте против меня голую бабу.
На месте «голой бабы» за более чем полувековую историю КВН кого и чего только не было – арифмометр («Новая реальность», Одесса, 2003), огурец («Центр», Оренбург, 2009) и т.д., и т.п.
Фестиваль «КиВиН-2013/2014» только начинается, поэтому можно посоветовать охранникам, равно как и всем кавээнщикам в зале (и, конечно, за его пределами) быть бдительными: прилететь может что угодно, когда угодно и от кого угодно. Например, Алексею Ляпичеву во второй день второго тура прилетел страстный поцелуй, подаренный участником Молодежной сборной. Поцелуй, к слову, зрители онлайна тоже наверняка пропустили, так как дело происходило не на сцене, а в первом ряду просмотрового зала, где ничего не подозревающий Алексей Ляпичев мирно сидел и никого не трогал.
КВН – игра непредсказуемая. И с кавээнщиками никогда не угадаешь, что у них на уме, что – в голове, что – в «черном ящике», что – за ширмой и в какой руке у них «боль», а в какой – «нежность».
Следующие две составляющие (два D) формата 4 D – Dмитрий Колчин и Dмитрий Шпеньков с их объявлениями выступающих и забавными комментариями по поводу названий команд и происходящего на сцене и в зале. Например, каждый год многие молодые команды пытаются пошутить еще до выступления и как-то оригинально подать информацию о лигах, в которых они провели сезон. Вариации на тему бывают разными: от «вкуса официальных лиг не испробовали» до «играли в 2010, но… беспробудный алкоголизм, и вот мы выступаем всего три минуты». После выступления «Команды, которую я ненавижу», сделавшей заявление о беспробудном алкоголизме, Дмитрий Колчин заметил, что алкоголизм – это зло. Оставим без комментария мнение о том, относились ли эти слова к оценке выступления команды, или высказывание касалось проблемы в целом. Ведь что на самом деле подумал редактор Высшей лиги КВН, никто не узнал, потому что Дмитрий Колчин очень воспитанный.
По поводу эффекта двух D можно также отметить следующее. Если участник вашей команды сидит в центре зала не дальше третьего-четвертого ряда, то при сильном желании он сможет даже разглядеть, какими словами, фразами или знаками пометили Дмитрии у себя в блокнотах ваше выступление. Интересно ж, елки-палки!
Иногда шутки, забавные комментарии и просто реплики редакторов «добивают» сидящие неподалеку зрители. Например, Дмитрий Колчин попросил уходящую после выступления команду «НК»из Грозного убрать за собой оставленную на сцене пластиковую бутылку. Но чеченские кавээнщики его слов не расслышали и бутылку не убрали. Их более опытный земляк, успевший поиграть в Вышке, не растерялся и крикнул своим братьям что-то по-чеченски. После чего так охарактеризовал команду редактору: «Они не понимают, что вы им говорите. Эти ребята вообще русских слов не знают. А выступление наизусть выучили».
От зрителя в зале действительно многое зависит. Примеры упоминаний об этом мы можем найти в выступлении «Сибирских Сибиряков» начала века:
Во время концерта Филиппа Киркорова в Кремле певцу вдруг неожиданно стало плохо. Но случайно оказавшийся в зале врач-кардиолог не растерялся и сделал певцу… хорошо!

КиВиН-2014. 13 декабря. Чеченец из зала
Во время концерта Кристины Орбакайте в Лужниках певице неожиданно стало плохо. К счастью, случайно оказавшийся в зале врач-кардиолог не растерялся…и допел ее прекрасную песню.
Во время концерта в клинической больнице, врачу кардиологу неожиданно стало плохо. К счастью, случайно оказавшиеся там Киркоров и Орбакайте, не растерялись и отпели больного.
И через этот пример мы плавно переходим к финальной составляющей формата 4 D.
Итак, четвертое D – Dобродушный кавээновский зритель, его реакция, Dобивки шуток и прочее Dеятельное участие. Зал замечательно поддерживает волнующихся выступающих, подбадривает, когда от переизбытка эмоций молодые кавээнщики забывают слова, аплодирует и подпевает на кавээновский манер в такт отбивкам. И этому кавээновских зрителей никто не учил!
Зритель в зале бывает разный: кто-то задыхается от безудержного смехоприпадка и бьется в конвульсиях смехоистерики, кто-то с каменным лицом отсматривает команды и прикидывает возможный набор к себе в лигу, кто-то непрерывно инстаграмит или постит в твиттер шутки, кто-то фотографирует или пишет, кто-то из еще не отстрелявшихся команд отмечает в своем сценарии очередную выбывшую шутку, потому что она только что прозвучала из уст других выступающих. Мой совет: приходите в просмотровый зал и садитесь своей веселой и находчивой компанией, а если таковой у вас нет – то подсаживайтесь поближе к хорошей и веселой компании, где будут добивать звучащие со сцены шутки или просто от души острить – как во время выступлений, так и в промежутках между ними. Количество усвоенного юмора за единицу времени в таком случае у вас существенно возрастет, и настроение ваше улучшится. Существенно улучшится.